баба-яга
существительное

Значение слова баба-яга

Фразеологический словарь (Волкова)

баба-яга

  , бабы- яги, ж.

1) мифическое существо в русских народных сказках, изображаемое в виде злой и безобразной старухи-колдуньи, едущей в ступе и заметающей след помелом.

В глухом лесу в избушке жила баба-яга.

2) перен. о безобразной, злой женщине.

У палисадника сидела старуха вся в черном, злая и страшная, как баба-яга.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

баба-яга

Ба́ба-Яга́ - в славянской мифологии существо, живущее в «избушке на курьих ножках» в лесу и являющееся своеобразным сторожем границы между миром живых и миром мертвых; сама она принадлежит миру мертвых, поэтому по земле способна передвигаться лишь в ступе, заметая ее след помелом.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Тюркизмы в русском языке

баба-яга

ж образ злой старухи, ведьмы, ворчливой старухи. Широко распространенное слово в России. Этимологая ясна, но в словарях отсутствует. Присутствует во многих Славских/Русских легендах, и принадлежит к древнейшим заимствованиям. (Most widespread word in Russia, etymology is clear, but abscent in the Russian dictionaries. The word is present in many Slavic/Russian legends, and belongs to the most ancient borrowings.)

Энциклопедический словарь

баба-яга

персонаж русских народных сказок. Обычно выступает в качестве враждебной человеку силы, реже - помощницы героя.

Словарь Ефремовой

баба-яга
  1. ж.
    1. Мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (в русских народных сказках).
    2. перен. разг. Недобрая, сварливая женщина.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

баба-яга

(польск. — jędzi-baba; словак, — jezi-baba; чеш. — jezinka; галиц. — Язя) — мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях. П. А. Лавровский ("Чт. в общ. ист.", 1866 г., №11) производит слово яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, двигаться, от которого происходит санскр. ahi, лат. anguis, слав. ежь, и греч. ένχελυς. Б. является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу. В других сказках Б.-Я., костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Некоторые ученые слависты (Лавровский, Афанасьев, Потебня) видят в ней олицетворение зимних бурь, грозных и враждебных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это символ зимы, которая все каменит, костенит (с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния. Но в общем вопрос о значении Б.-Я. в славянской мифологии мало разработан.